Что такое звук dolby. Компоненты установки Dolby digital. Оцифровка и сжатие аудиофайлов

Кисти для векторных редакторов графики не так популярны как соответствующие кисти для редакторов графики растровой. Это не потому что они бесполезнее, просто Adobe Photoshop установлен у каждого второго, а редакторы векторной графики в основном только у профессионалов. Но, для тех кто имеет представление о том что такое Adobe Illustrator и с чем его едят, они нужны никак не менее чем кисти для Photoshop. Потому что с помощью хороших кистей можно буквально творить чудеса, например, рисовать или иллюстрации.

Сегодня я решил сделать подборку кистей для Illustrator, имитирующих кисти реальные — акварель, масло, чернила (это не кисть но все же) и так далее. Подобные материалы будут полезны для разных работ в художественном стиле, выглядят все кисти для Illustrator весьма качественно, разновидность их достаточно велика, поэтому всем, думаю, наборы пригодятся. Скачать кисти, как всегда, можно бесплатно.

Multi-Colored Paint Brushes

Multi-Colored Paint Brushes — коллекция в которую входят 57 разноцветных кистей. Весьма интересный набор. На странице сайта источника также найдете небольшой мануал по тому, как данные (и другие) кисти для Illustrator можно подключить.

Watercolor Brushes

Набор Watercolor Brushes содержит более 100 акварельных кистей, которые создавались с помощью разных техник и могут быть использованы для решения большого числа задач. Можно сказать универсальные кисти.

Paint Brushes

Paint Brushes — 15 высококачественных кистей имитирующих различные мазки настоящей кисти. В архиве варианты для Illustrator CS и Illustrator CS3. Набор получился очень полезный и разнообразный.

Delicious Watercolor Brushes

Delicious Watercolor Brushes — большой пакет, включающий в себя 106 акварельных кистей. Общий размер архива — 14,6 мб. Совместимость — Illustrator CS и выше. Идеально подходит для создания иллюстраций в стилей словно они действительно нарисованные вручную, например, для детских картинок.

Ink and Watercolor Brushes

Ink and Watercolor Brushes — в наборе вы найдете 13 кистей. В источнике присутствуют два варианта — один для Illustrator CS, другой для Illustrator CS3 (по ссылке для скачивания расположена версия для CS3). Если вы используете более позднюю версию редактора, последний вариант должен быть совместим.

Water Color Blob Brushes (для Photoshop и Illustrator)


Water Color Blob Brushes — эти коллекции интересны тем что существуют в двух вариантах — для “фотошопа” и для “иллюстратора”. Набор включает в себя 17 кистей. Если вам необходимы такие кисти для Photoshop, инструкцию по установке вы найдете по указанной ссылке источника, а я тем временем, на всякий случай, расскажу (а большинству знающих людей напомню) как эти кисти устанавливать в Illustrator.

Все очень просто в директории где установлен Adobe Illustrator находите папку Presets, в ней папку Brushes в которую и распаковываете тот набор (или наборы) который вы скачали. После перезапуска Adobe Illustrator, набор появится в Brush Libraries. Пользуйтесь на здоровье!

P.S. Постовой. Для всех вебмастеров и оптимизаторов полезно почитать обзор бирж ссылок — самый подробный список всех бирж, что я видел.
Если вам нужны контактные линзы в Киеве обратитесь в интернет магазине Линзмастер.

Наличие правильных кистей Illustrator позволяет добавить глубину, текстуру и характер векторной работе, стилизовав внешний вид контуров. В отличие от кистей Photoshop, кисти хорошего качества для Illustrator может быть трудно найти – поэтому, чтобы сэкономить ваше время, мы собрали лучшие векторные кисти прямо здесь. В нашем списке вы найдете как премиальные, так и бесплатные кисти на любой вкус. Так что вам просто стоит внимательнее их изучить, и выбрать то, что вам подходит лучше всего.

Вот лучшие кисти для Illustrator.

  • Цена: $ 49 (обычно $ 116)
  • Совместимость: CS4 и выше

Этот огромный набор премиальных кистей для Illustrator состоит из 321 популярных кистей RetroSupply собранных в одном убийственном пакете. Внутри вы найдете все гравировальные кисти Grave Etcher от данной компании (также см. № 12), векторные рукописные кисти Dead Pen, векторные кисти Drunk Sailor и полутоновые векторные кисти Black Magic.

Покупка этих пакетов кистей по отдельности обойдется вам в 116 долларов, что делает этот набор хорошей инвестицией для тех, кто хочет собрать свою коллекцию векторных кистей с некоторыми качественными ресурсами.

  • Цена: $ 19
  • Совместимость: CS5 и выше

Создавайте винтажные произведения искусства с помощью этого набора кистей для рисования пером и чернилами от The Artifex Forge, также известного как дизайнер Джереми Чайлд. Это кисти с антистретч-рисунком, поэтому они плавно повторяют плитку вдоль штриха, а не растягивают одно изображение вдоль линии, и вы можете нарисовать несколько линий одним штрихом, чтобы сэкономить время. Хотя в этом пакете вы также найдете несколько однолинейных контурных кистей. К счастью, про пользователей планшетов тоже не забыли – в пакет включена версия кистей с чувствительностью к давлению.

Цена: $ 49 (обычно $ 79)

Совместимость: CS4 и выше

Этот мега-набор кистей для Illustrator настроит вас практически на любой вид цифровой живописи. Он включает в себя шесть самых продаваемых наборов кистей от RetroSupply, и предлагает вам щеточные и чернильные рассеивающие кисти, полутоновые кисти, карандаш и угольные кисти. Этот пакет обычно имеет стоимость $ 79, но прямо сейчас вы можете приобрести его по выгодной цене $49.

  • Цена : 19 $
  • Совместимость: CS6 и выше

Этот пакет из 25 кистей Illustrator от True Grit Texture Supply позволяет добавить глубину, зернистость, тень и форму к вашим работам. Идеально подходит для добавления зернистых теней, смешанных градиентов, резких акцентов и тонких эффектов наложения зернистости. Кисти были изготовлены вручную из разнообразного набора аутентичных исходных материалов, в том числе старинных образцов бумаги, бетона, тонера, распылителя краски и губчатой краски. В пакет также входят некоторые текстуры с зернистым наложением.

  • Цена : $ 12
  • Совместимость: CS3 и выше

Эта коллекция из 150 рисованных кистей Illustrator подходит для использования с Illustrator CS3 и более поздними версиями. Пакет фокусируется на традиционных художественных эффектах и включает кисти, имитирующие акварель, рисовальные кисти, карандаш, уголь и маркеры. Сюда включены версии с высоким и низким разрешением - используйте версии с высоким разрешением для отдельных элементов дизайна или выберите кисти с низким разрешением для сложных проектов, чтобы уменьшить размер файла.

  • Цена: $ 18
  • Совместимость: CS5 и выше

Еще один большой пакет кистей Illustrator от Artifex Forge, эти векторные кисти в жидком стиле позволяют быстро и легко создавать ретро-жидкий стиль в ваших работах. В упаковке более 80 кистей, охватывающих широкий спектр форм, размеров и разновидностей. И благодаря руководству, инструкциям и файлам с примерами, вы легко узнаете, как добиться жидкого стиля.

  • Цена: 19 $
  • Совместимость: CS5 и выше

Смешайте несколько цветов в одной цифровом стоке с этой коллекцией кистей для Illustrator. Система окраски является результатом двух лет планирования и экспериментов, и результаты поистине впечатляют.

Этот набор отличается от обычных кистей – он включает в себя 21 стиль кистей и 24 цветовых образца (вы также можете выбрать свои собственные цвета, если хотите), и вы можете увидеть, как использовать их в этом видео .

  • Совместимость: CC (или в унаследованном формате от CS2)

Этот набор кистей предназначен для создания естественных художественных текстур в Illustrator. Он включает в себя 28 кистей, которые работают с CC или в унаследованном формате от CS2. Envato предлагает большую коллекцию кистей Illustrator для бесплатного скачивания, если вы являетесь платным членом; подписка составит 29 долларов в месяц.

  • Цена: $ 39
  • Совместимость: CS6 и выше

Придайте своим работам печальный вид с помощью этого великолепного набора гранжевых иллюстраторных кистей. Он состоит из четырех популярных наборов векторных кистей, каждый из которых содержит около 20 кистей, которые совместимы с Illustrator CS6 и CC. Каждая векторная кисть была сделана из подлинного исходного материала - например, восковых масляных карандашей и моторного масла - и идеально подходит для добавления грязного, текстурированного вида в ваши проекты.

  • Цена: $ 14
  • Совместимость: CS5 и выше

Осветите свои цифровые проекты с помощью этого пакета из 36 векторных светоэффектных кистей, которые создают реалистичный светящийся эффект, используя прозрачность и эффекты смешивания. Существует три разных стиля кистей: один кометообразный, один с заостренным концом и круговая рассеивающая кисть для дополнительного блеска – и они лучше всего работают на темном фоне. Эти векторные кисти подходят для использования с CS5 и выше.

  • Цена : $ 29
  • Совместимость: CS4 и выше

Этот крутой комплект кистей Illustrator придаст вашему цифровому изображению вид рисованной чернильной иллюстрации. Он включает в себя не растягивающие линии кисти, узорные кисти (включая зернистость и зигзаги) и рассеивающие кисти (например, точки, звезды и кресты). Кисти основаны на работах иллюстратора Джордана Кабалки.

  • Цена: $ 29
  • Совместимость: CS5 и выше

Создайте аутентичные винтажные иллюстрации с помощью этого гравировального набора кистей для Illustrator. Он включает в себя 118 кистей, которые должны подойти под каждую ситуацию, о которой вы можете думать, также вы получаете бесплатные обновления на всю жизнь. Кроме того, эти векторные кисти хорошо работают с мышкой или графическим планшетом, что делает их гибкими для создания проектов на ходу.

  • Цена: Бесплатно с подпиской Envato ($ 29/мес)
  • Совместимость: CS1 и выше

Этот универсальный набор кистей для Illustrator идеально подходит для случаев, когда вам нужно создать детские рисунки или текст с каракулями. Он включает в себя 44 рисовальные векторные кисти с разными уровнями беспорядка. Этот пакет совместим с CS1 и выше, но если вы используете CS5 или более новую версию, то вы можете использовать чувствительные к давлению версии для экстра-реалистичного эффекта.

  • Совместимость: CS4 и выше

Качественный производитель цифровых художественных ресурсов RetroSupply обычно не отдает свои премиальные кисти для Illustrator бесплатно. Но мы нашли пробный пакет, содержащий восемь бесплатных векторных кистей из некоторых самых продаваемых наборов кистей этой компании, включая набор кистей Dragstrip от Von Glitschka, набор акварельных кистей InkWash, набор карандашей с угольным покрытием VectorSketch, ручку и чернильный пакет VectorHero, кисти с эффектом масляных восковых карандашей Wax & Oil и полутоновые кисти Black Magic Halftones.

Чтобы получить их, просто нажмите ссылку, прокрутите вниз до номера один и подпишитесь на рассылку. Вы получите еще девять бесплатных ресурсов со шрифтами и текстурами, а также бесплатные кисти Illustrator, присланные на ваш почтовый ящик вскоре после регистрации.

  • Цена: Бесплатно для коммерческого и личного использования
  • Совместимость: Не указано

Крис Спунер заимствовал некоторые из восковых карандашей своей дочери, чтобы собрать этот аутентичный набор карандашных кистей для Adobe Illustrator. Пакет включает в себя 12 кистей, включая сплошные оттенки и смеси двух разных карандашей. Вместо того чтобы растягиваться, они повторяются, чтобы дать более реалистичный эффект вашим работам. Используйте их, чтобы добавить привлекательную эстетику к вашим проектам.

  • Цена: Бесплатно для коммерческого и личного использования
  • Совместимость: Не указано

Получите эффект традиционной древесины или линогравюры, но без риска изрезать себе руки с помощью этих бесплатных кистей Illustrator. Пакет из 25 кистей включает в себя ряд различных форм кисти, включая конические штрихи, заливку текстурой, разделенные кисти и краевое затенение. Эти кисти особенно хорошо подходят для рисования на iPad, так как давление и сужающиеся эффекты встроены в каждую кисть.

  • Цена: Бесплатно для коммерческого и личного использования
  • Совместимость: Не указано

Русский художник Segey Poluse - человек, стоящий за этим пакетом бесплатных кистей Illustrator. Доступные для скачивания через его профиль на DeviantArt, кисти идеально подходят для добавления античных цветов в ваши цифровые произведения. Всего в наборе 11 векторных кистей, вдохновленных викторианской эстетикой.

  • Цена: Бесплатно для коммерческого и личного использования
  • Совместимость: CS3 и CS1

Эти универсальные векторные кисти могут использоваться в различных ситуациях, включая стилизованную листву, которую предполагает название. Пакет включает в себя ряд вариантов, с различными формами листьев и расположениями стебля, чтобы привнести разнообразие в ваши проекты. Эти кисти полностью бесплатны для использования, а также доступны в формате SVG и EPS.

  • Цена: Бесплатно для коммерческого и личного использования
  • Совместимость: Не указано

Дизайнер Крис Спуннер, известный как Spoongraphics, создал этот бесплатный набор из восьми кистей для затенения, чтобы помочь вам легко нарисовать шероховатые детали на ваших работах.

Стипплинг - традиционная техника, которая использует множество точек с различной плотностью для создания тонов и оттенков, и особенно эффективна для создания ретро-эффекта на ваших иллюстрациях.

  • Цена: Бесплатно для коммерческого и личного использования
  • Совместимость: Не указано

Этот образец бесплатных полутоновых кистей для Illustrator является частью более крупного пакета векторных кистей. Созданные дизайнером UI/UX Робом Бринком, они идеально подходят для добавления олдскульных текстур к вашим иллюстрациям, не потратив на это ни копейки.

  • Цена: Бесплатно для коммерческого и личного использования
  • Совместимость: CC и выше

Даааа! Веревка может быть очень сложной задачей для рисования, поэтому, если вам необходимо что-то подобное в ваших изображениях, тогда используйте этот простой вариант. Rodeo - бесплатная ручная кисть для Adobe Illustrator CC, и вы можете применить ее к любому контуру, а также изменить ширину и цвет веревки.

  • Цена: Бесплатно для коммерческого и личного использования
  • Совместимость: Illustrator 9 - CS4

Этот набор векторных кистей, похожих на дым, идеально подходит для добавления атмосферы к любой иллюстрации, будь то фон или предметы, которые дымятся, пар или туман. Вы можете поиграть с режимами непрозрачности и смешивания в Illustrator, чтобы получить некоторые действительно привлекательные эффекты. Автор набора также оценит комментарии, смайлики или ссылку на вашу работу в качестве благодарности.

  • Цена: Бесплатно для коммерческого и личного использования
  • Совместимость: CC (но векторный исходный файл, включенный для более ранних версий)

Данный набор бесплатных кистей для Illustrator идеально подойдет для создания собственных завитушек и спиралей. Поиграйте с ними в процессе, чтобы посмотреть, как они могут работать в ваших проектах - на приведенном ниже изображении показаны кисти, примененные к простому спиральному пути.

  • Цена: Бесплатно для коммерческого и личного использования
  • Совместимость: Не указано

Этот весьма удобный набор кистей для Illustrator, вдохновленный цветочным рисунком, также доступен в виде набора ресурсов EPS для тех случаев, когда вы просто хотите добавить немного творчества в свой проект. Качество самого художества сравнимо с бесплатными цветами, которые поставляются с Illustrator, но здесь доступен более широкий выбор, и тот факт, что они не являются частью Арсенала Illustrator по умолчанию, означает, что вы с меньшей вероятностью получите мгновенное распознавание источника.

  • Цена: Бесплатно для коммерческого и личного использования
  • Совместимость: Не указано

DeviantArt всегда являлся отличным местом для поиска бесплатных ресурсов и активов, как демонстрирует данный пример от alethiologie. Этот удобный набор бесплатных кистей для Illustrator позволяет создавать абстрактные фигуры и узоры, в том числе некоторые довольно красивые и сумасшедшие орнаменты.

  • Цена: Бесплатно для коммерческого и личного использования (с атрибуцией)
  • Совместимость: Не указано

Добавьте эффект штрихов сухой кистью к вашим рисункам с помощью этого бесплатного пакета от дизайнера Scorp1 из Дюссельдорфа. Согласно сказанному Scorp1, векторные кисти были созданы с использованием сухой кисти с акриловым цветом, с метками, отсканированными отметками, векторизованными с помощью Streamline и скорректированными вручную, там, где это было необходимо.

  • Цена: Бесплатно для коммерческого и личного использования
  • Совместимость: CS и выше

Создайте реалистичные эффекты маркерной ручки в ваших цифровых проектах с помощью этого пакета из 64 бесплатных кистей для Illustrator. Он включает в себя ряд типов штрихов и каракулей, которые вы можете смешивать, чтобы создавать различные интересные эффекты. Данная векторная кисть была создана FudgeGraphics, и она может использоваться как в коммерческих, так и в личных проектах.

Всем успешной работы!

Dolby Digital

Киноплёнка с цифровым и аналоговым звуком

Dolby Digital (AC-3, ATSC A/52 ) (До́лби Ди́джитал) - система пространственного звуковоспроизведения, разработанная фирмой «Dolby Laboratories, Inc.» («Dolby Labs»), руководимой Реем Долби , пионером аудио- и видеопромышленности.

Формат стандартизирован Advanced Television Systems Committee , ему присвоен код A/52, Dolby Digital (DD) является торговой маркой.

Современные системы Dolby Digital предоставляют шесть каналов объёмного цифрового звука. Левый, центральный и правый фронтальные каналы позволяют точно определить позицию источника звука на экране. Отдельные «разделённые» левый и правый задние боковые каналы усиливают ощущение присутствия, создавая объём. А дополнительный низкочастотный канал добавляет накал действию на экране.

В киноиндустрии звуковая дорожка Dolby Digital кодируется оптически прямо на киноленту в промежутках между перфорационными отверстиями. Размещение цифровой звуковой дорожки на том же носителе, что и фильм, позволяет ей сосуществовать вместе с аналоговой дорожкой без привлечения дополнительных носителей данных, а также обеспечивает абсолютную синхронность изображения и звука. В кинотеатрах системы IMAX звук записывается на отдельном жестком диске и синхронизируется с кинопленкой при помощи временно́го кода SMPTE.

Цифровой поток на выходе кодера представляет собой последовательность аудиофреймов (Pack AC-3 Frame). Содержащаяся в нём информация условно может быть разделена на две части: основную (Main Information) и дополнительную (Side Information).

Аудиофрейм кодера включает шесть аудиоблоков. Каждый аудиоблок содержит информацию о 512 отсчётах для каждого из кодируемых сигналов (Audio 1, Audio 2, …, Audio n). Вследствие 50 % временного перекрытия в аудиоблок для каждого из сигналов включаются 256 отсчётов предыдущего блока и 256 новых отсчётов. В шести аудиоблоках аудиофрейма общее число обрабатываемых отсчётов для каждого из входных сигналов будет равно 512 × 6 = 3072. Заметим, что если число кодируемых звуковых сигналов равно 5 (формат 3/2), то общее число отсчётов, информация о которых содержится в одном аудиофрейме, составит (512 × 5) × 6 = 15360, однако с учётом 50 % временного перекрытия здесь будет лишь 15360 ÷ 2 = 7680 новых отсчётов.

После сегментации по времени выборки отсчётов звуковой сигнал каждого канала преобразуется в новую совокупность цифровых данных посредством модифицированного дискретного косинусного преобразования (МДКП). Сегментация звуковых сигналов по времени с 50%-ным перекрытием выборок и их преобразование из временной в частотную область выполняются в блоке время-частотного преобразования (Frequency Domain Transform). Перед ортогональным преобразованием выборки отсчётов звуковых сигналов взвешиваются оконной функцией. Последняя представлена в стандарте А/52 таблицей.

Преобразование выборки звукового сигнала из временной области может быть выполнено посредством одного длинного (512-точечного) или двух коротких (256-точечных) преобразований. В первом случае будет получено 256, а во втором - соответственно 128 + 128 коэффициентов МДКП. При короткой выборке коэффициенты МДКП обеих сегментов, содержащие по 128 значений, объединяются в один общий блок путём их чередования. В этом общем блоке будут также 256 коэффициентов МДКП.

Длинное преобразование наиболее предпочтительно для сигналов, медленно изменяющихся по амплитуде с течением времени. Оно имеет лучшее разрешение по частоте. Короткое преобразование обеспечивает лучшее разрешение по времени и применяется для сигналов, амплитуды которых быстро меняются во времени, например в области атаки звука. Флаг Block Switch Flags(blksw flags) указывает, какое преобразование (длинное или короткое) применено при расчёте коэффициентов МДКП. Параметр Block Switch Flags включается в выходной поток цифровых данных как дополнительная информация и используется декодером при выполнении обратного ортогонального преобразования.

При малых скоростях передачи цифровых данных в кодере Dolby AC-3 предусмотрено использование специальной процедуры объединения канальных сигналов (Coupling), позволяющей при их кодировании обойтись меньшим числом битов.

В системе Dolby AC-3 каждый коэффициент МДКП представляется в формате с плавающей запятой двумя значениями: экспонентой (или порядком) и мантиссой: Xd[k] = A[k] × 2 -B[k] , где A[k] и B[k] - соответственно мантисса и порядок k-го коэффициента преобразования. Порядок равен числу нулей перед первой единицей двоичного представления коэффициента МДКП. Он является по сути дела его масштабным коэффициентом (или нормирующим множителем). Например, если коэффициент МДКП Xd[k] = 0,158 и его двоичное представление записывается как 0,001010000110, то порядок (масштабного коэффициента) B[k] = 2, а мантисса равна 0,1010000110 в двоичной или A[k] = 0,6308 в десятичной системах исчисления. Знак коэффициента МДКП учитывается при кодировании мантиссы. Перед кодированием мантисы нормируются (Normalize Mantissas). Экспоненты и мантиссы коэффициентов МДКП кодируются отдельно в блоках Encode Exponent и Quantisse, Encode Mantissas.

В блоке распределения битов (Bit Allocation) учитывается эффект маскировки. В основе процедуры выделения битов лежит модель слуха, позволяющая оценить максимально допустимое (пороговое) значение уровня шума, который ещё маскируется полезным сигналом в полосе кодирования, и в соответствии с данными этих расчетов выделить при кодировании мантисс коэффициентов МДКП соответствующее число разрядов. Все указанные вычисления выполняются в блоке, называемом обычно психоакустической моделью. Каждая нормированная мантисса квантуется с числом ступеней квантования, соответствующим числу битов, определённому в модуле Bit Allocation.

Порядок кодирования коэффициента МДКП в кодере Dolby AC-3 представляет собой число, изменяющееся в пределах от 0 до 24. Поэтому кодовое слово порядка должно иметь по крайней мере m = 5 разрядов (2 5 = 32). Максимальный порядок в кодере ограничивается значением 24.

Известно, что если спектр выборки звукового сигнала анализируется при помощи банка фильтров, каждый из которых имеет достаточно узкую полосу частот, то разница в уровнях энергии сигнала между соседними фильтрами редко превышает значение 12 dB. Это обстоятельство учтено при кодировании порядков. При кодировании порядков в кодере системы Dolby AC-3 применён метод дифференциальной импульсно-кодовой модуляции, когда кодируется не сам порядок, а разность между значениями порядков соседних коэффициентов МДКП.Первое значение порядка для сигнала каждого канала в самой первой наиболее низкой по частоте полосе анализа - это всегда четырёхбитовое кодовое слово, что соответствует диапазону изменения чисел от 0 до 15. Порядок в следующей вверх по частоте полосе анализа определяется как разница между текущим и предыдущим значениями порядков соответствующих коэффициентов МДКП. В кодере Dolby AC-3 разрешающая способность дифференциальной импульсно-кодовой модуляции (дискретность изменения порядков) при кодировании ограничена значениями −2, −1, 0, +1, +2. Максимальное изменение порядков соседних коэффициентов МДКП составляет ± 2, что соответствует ± 12 dB.

Дифференциальное значение порядков коэффициентов МДКП объединяются в группы. Для процедуры группирования используются три возможных стратегии, обозначенные в стандарте как D15, D25 и D45. В стратегии D15 каждая пара , а в стратегии D45 уже каждая четвёрка дифференциальных значений порядков представлены одним значением числа M в потоке цифровых данных.

Дифференциальные значения порядков, полученные непосредственно из исходных коэффициентов МДКП, на практике не всегда дают максимальную разность соседних коэффициентов, не превышающую диапазон ± 2, что требуют соответствующие таблицы стандарта Dolby AC-3. Поэтому перед кодированием необходима дополнительная обработка массива порядков. С её помощью уменьшаются некоторые значения порядков, но при этом изменяются и соответствующие им значения мантисс так, что в их двоичном представлении впереди появляются нули. После выполнения этой операции максимальный дифференциальный порядок уже не будет превышать требуемое значение, равное ± 2.

Выбор стратегии (D15, D25 или D45) кодирования порядков коэффициентов МДКП - это компромисс между хорошим частотным разрешением, разрешением по времени и числом битов, требуемым для кодирования экспонент. Стратегии D15 и D25 могут быть использованы для кодирования сигналов, имеющих неравномерный спектр, когда значение зкспоненты изменяется довольно быстро от одной полосы анализа к другой. Если же спектр сигнала достаточно гладкий (плоский), тогда используются стратегии кодирования D45.

После выбора стратегии кодирования порядков кодер Dolby AC-3 объединяет кодовые слова, соответствующие дифференциальным значениям экспонент, в группы. Для всех режимов работы кодера наборы чисел M для трёх соседних (k, k + 1, k + 2) коэффициентов МДКП M[k], M, M группируются и кодируются как одно семибитовое слово по правилу:

Диапазон изменения мантисс коэффициентов МДКП лежит в пределах от −1 до +1.Знак коэффициента МДКП учитывается при кодировании мантиссы. Процесс квантования мантисс коэффициентов МДКП в стандарте Dolby AC-3 имеет следующие особенности:

  • число возможных ступеней квантования соответствует следующему ряду чисел:0, 3, 5, 7, 11, 15, 32, 64, 128, 256, 512, 1024, 2048, 4096, 16384, 65536; используется равномерное квантование мантисс;
  • при числе ступеней квантования, равном 3, 5, 7, 11 и 15, используется так называемое симметричное квантование, во всех остальных случаях - асимметричное;
  • при числе ступеней квантования, равном 3, 5 и 11, кодовые слова мантисс объединяются в группы. При трёх ступенях квантования три кодовых слова, соответствующие трём значениям мантисс, кодируются одним пятибитовым кодовым словом. При пяти ступнях квантования три кодовых слова мантисс группируются и кодируются одним семибитовым кодовым словом. При 11 ступенях квантования два кодовых слова мантисс группируются и кодируются одним семибитовым кодовым словом; в остальных случаях процедуры группирования нет.

При симметричном квантовании вместо квантованных значений мантисс в цифровой поток включены их индексы, заданные соответствующей таблицей. Например, если число ступеней квантования равно 3, а значение мантиссы лежит в пределах от −1 до −1/3, то передаваться к декодеру будет значение, равное −2/3, и ему будет соответствовать индекс mc = 0. Если значение мантиссы лежит в интервале от −1/3 до +1/3, то декодеру передаётся значение, равное нулю, и кодируется индекс mc = 1. И наконец, если значение мантиссы находится в интервале от +1/3 до +1, то декодеру передаётся значение, равное +2/3, и кодируется соответствующий ему табличный индекс mc = 2. Аналогичным образом в форме таблиц задаются интервалы значений мантисс и соответствующие им индексы для числа ступеней квантования равных соответственно 5, 7, 11 и 15. Такой способ квантования позволяет уменьшить число требуемых битов. Для всех других ступеней квантования (32, 64, …, 65536) кодируются не индексы, а сами мантиссы коэффициентов МДКП.

Следующим этапом является кодирование и упаковка в цифровой поток табличных индексов квантованных значений мантисс. При симметричном квантовании для уменьшения требуемого для кодирования индексов числа битов используется дополнительно процедура групирования. Например, при числе ступеней квантования, равном 7, индекс мантиссы изменяется в пределах от 0 до 6. Для кодирования этого ряда чисел требуется 3 бита. При 11 ступенях квантования табличный индекс мантисс лежит в интервале от 0 до 10, а при 15 ступенях квантования он находится уже в интервале от 0 до 14. При этом требуемое для кодирования каждого из них число битов соответственно равно 4 или 5. Группирование табличных индексов позволяет уменьшить требуемое для их кодирования число битов при 3, 5 и 11 ступенях квантования. При 3 и 5 ступенях квантования три табличных индекса мантисс, а при 11 ступенях квантования два табличных индекса мантисс кодируются одним кодовым словом по следующим правилам:

Group_code = 9mc[a] + 3mc[b] + mc[c]; Group_code = 25mc[a] + 5mc[b] + mc[c]; Group_code = 11mc[a] + mc[b],

где Group_code, Group_code и Group_code - кодовые слова групп табличных индексов мантисс соответственно при 3, 5, 11 ступенях квантования; mc[a], mc[b], mc[c] - табличные индексы мантисс коэффициентов МДКП с номерами a, b и c. Итак при трёх ступенях квантования мантисс (n = 3) кодовое слово группы, состоящей из трёх индексов, будет содержать 5 битов, поэтому на кодирование каждой мантиссы в этом случае будет затрачено 5 ÷ 3 = 1,67 бита. При n = 5 кодовое слово группы мантисс будет представлено уже семибитовым числом, и на кодирование каждой мантиссы потребуется уже 7 ÷ 3 = 2,33 бита. И наконец, при n = 11 на кодирование каждой мантиссы потребуется уже 7 ÷ 2 = 3,5 бита, а при n = 15 - 4 бита и т. д.

В кодере определяется длина кодового слова каждой мантиссы или соответствующего ей табличного индекса, после чего мантиссы распаковываются по специальной процедуре.

При работе в режиме объединения звуковых сигналов кодер объединяет высокочастотные части исходных сигналов в определённой полосе частот в один общий сигнал и генерирует дополнительно так называемые координаты объединения. Последние будут использованы декодером для восстановления энергетических соотношений высокочастотных частей спектра каждого исходного сигнала, подвергнутого процедуре объединения. После декодирования объединённые части в каждом из восстановленных сигналов будут иметь одинаковый спектральный состав и отличаться только уровнем.

Кодер формирует общий сигнал путём простого сложения коэффициентов МДКП объединяемых сигналов. При этом коэффициенты МДКП с 37-го по 252-й группируются в 18 субполос (так называемых полос объединения) по 12 коэффициентов в каждой такой субполосе. Нижняя и верхняя частотные границы полос объединения задаются пользователем. Координаты объединния рассчитываются для каждого объединения субполосного сигнала. Они представляют собой отношения максимальных коэффициентов МДКП каждого объединяемого сигнала и суммарного сигнала в субполосе объединения. Далее координаты объдинения преобразовываются в формат чисел с плавающей запятой и включаются в выходной поток данных как дополнительная информация. Суммарный (объединённый) сигнал кодируется так же, как и сигнал независимых каналов.

Декодер системы Dolby AC-3

Декодер Dolby AC-3 получает порядки коэффициентов МДКП в кодированном и упакованном виде. Чтобы их распаковать и декодировать, необходимо иметь дополнительную информацию о числе передаваемых экспонент в сигнале каждого канала и о стратегии их кодирования (D15,D25,D45), использовавшейся в кодере. Процесс декодирования порядков осуществляется в блоке декодирования экспонент (Decode Exponent). После декодирования порядков выполняется процедура распаковки, деквантования и денормирования мантисс коэффициентов МДКП (Dequantize, Denormalize Mantissas). Для её выполнения используются параметры психоакустической модели, параметры, определяющие распределение битов в кодере, а также восстановление значения порядков коэффициентов МДКП. Операция денормирования мантисс производится посредством сдвигов разрядов кодового слова мантиссы вправо. При этом число сдвигов определяется порядком соответствующего коэффициента МДКП. Если в кодере была использована процедура объединения сигналов ряда каналов, то, очевидно, декодер должен выполнить обратную операцию (De-Coupling), используя переданные декодеру в поле данных дополнительной информации значения координат объединения. В блоке обратного ортогонального МДКП (Inverse Transform) осуществляется обратное преобразование реконструированного в декодере сигнала во временную область.

SI BSI Audio Block 0 Audio Block 1 Audio Block 2 Audio Block 3 Audio Block 4 Audio Block 5 AUX Data CRC

Схема 1.Структура данных аудиофрейма системы Dolby AC-3.

Block Switch Flags Dither Flags Dynamic Range Control Coupling Strategy Coupling coordinates Exponent strategy Exponent Bit Allocation Parametrs Mantissas

Схема 2.Структура данных аудиоблока системы Dolby AC-3.

Структура аудиоданных в стандарте Dolby AC-3 показана на схеме 1.Поле данных заголовка (Header) аудиофрейма содержит информацию о синхронизации SI (Syncronizator Information) и информацию о конфигурации потока данных BSI (Bit Stream Information).

Поле данных SI включает синхрослово (0000 1011 0111 0111,или OB77h), биты помехоустойчивого кодирования (CRC - код), частоту дискретизации и размер аудиофрейма. Аудиофрейм системы Dolby AC-3 включает два 16-битовых слова CRC-кода, первое из них следует в начале каждого фрейма после слова синхронизации, а второе - в его конце. Поле данных BSI содержит информацию о конфигурации потока цифровых данных, например, такую, как тип сервиса, режим работы кодера (то есть число кодируемых сигналов или тип звукового формата), абсолютный акустический уровень сигнала каждого канала, информацию о языке, о времени и другое.

Структура данных аудиоблока показана на схеме 2.Он включает в себя следующие поля битов: Block Switch Flags - параметр длины ортогонального преобразования; Dither Flags - признак наличия добавочного шума; Dynamic Range Control - данные управления динамическим диапазоном передаваемых сигналов; Coupling Strategy - информация об объединении сигналов (сигналы каких каналов объединены и начиная с какой частоты); Coupling Coordinats - координаты объединения для сигнала каждого канала; Exponent Strategy - выбранная стратегия кодирования порядков; Exponents - кодовые слова порядков коэффициентов МДКП; Bit Allocation Parametrs - параметры психоакустической модели; Mantissas - кодовые слова мантисс коэффициентов МДКП.

Технологии Dolby Digital

Dolby Digital EX

EX - это приставка, использующаяся для обозначения систем звука Dolby Digital c 6.1 каналами: двух фронтальных, центрального, низкочастотного, тылового объёмного звучания и двух боковых объёмного звучания.

Dolby Digital Surround-EX

Dolby Digital Surround-EX добавляет звуковой дорожке третий канал объёмного звука. Идея принадлежит звукорежиссёрам студии Skywalker Sound. Технология разработана совместно с Dolby Laboratories и Lucasfilm THX.

Dolby Digital Live

Dolby Digital Live (DDL) - технология кодирования многоканального (5.1) аудиосигнала в формат AC3 в реальном времени, предложенная компанией Dolby Technologies. Предназначена для передачи многоканального звука из игр и иных приложений на ресивер по интерфейсу S/PDIF(оптическому или коаксиальному).

Её использование позволяет избавиться от ограничений, из-за которых по цифровым интерфейсам могли передаваться только уже готовые (т.е. хранящиеся закодированными в формат AC3 или DTS) многоканальные дорожки, обычно являющиеся звуковым сопровождением фильмов), а в играх возможности цифрового выхода ограничивались обычным стереозвуком. (Для полноценного 5.1 в играх в таких случаях требуется трёхпроводное аналоговое подключение, если оно, конечно, возможно.)

Принципиальным и неустранимым недостатком технологии DDL является некая потеря качества звука от сжатия его в AC3 формат(сравнимая с переходом от CD-Audio к mp3 с высоким битрейтом) что, однако совершенно некритично для основного предполагаемого её применения.

В настоящее время эта технология встречается преимущественно в материнских платах, оснащённых кодеками Realtek ALC882D, ALC888DD и ALC888H, а также с некоторыми кодеками C-Media. Такие платы можно найти по фразам "AC3 Encode" или собственно "Dolby Digital Live" в описаниях товара.

Также эта технология начинает внедряться в ноутбуки, где в условиях дефицита места для "лишних" аналоговых разъёмов сулит наибольшие преимущества - один разъём позволит получить полноценный 5.1 звук во всех приложениях при условии подключения ноутбука к ресиверу или набору активных колонок со встроенным декодером.

Из отдельных звуковых карт с поддержкой этой технологии стоит отметить Terratec Aureon 7.1, а в популярных звуковых картах семейства Creative X-Fi поддержка DDL отсутствует, но (по неофициальной информации) в будущем не исключено её введение задним числом при выходе новой версии драйверов.

На 2010 год из семейства Creative X-Fi можно выделить следующие модели с поддержкой этой технологии:CREATIVE X-Fi Titanium 7.1, CREATIVE X-Fi Titanium Fatal1ty Pro 7.1, CREATIVE X-Fi Titanium Fatal1ty Champion 7.1

Dolby Digital Plus

Компании MIPS Technologies и Dolby Laboratories представили новую технологию построения звука для устройств, поддерживающих воспроизведение видео и аудио высокой четкости, например HD DVD и Blu-ray проигрыватели. Аудио-технология получила название Dolby Digital Plus и сможет использоваться в микропроцессорных ядрах MIPS32.

Также Dolby Digital Plus позволит повысить качество записи звукового контента на HD DVD и Blu-ray Disk носители, благодаря поддержке еще большего количества каналов, нежели это было возможно с Dolby Digital. Компании представят разработчикам SoC-решений (System-on-Chip) разновидности интегрированного кодека Dolby Digital Plus на основе ядра MIPS.

Особенности:

  • Многоканальный звук с независимыми каналами
  • Поддерживается до 7.1 каналов* и возможность наличия нескольких аудио программ в одном потоке
  • Вывод потока Dolby Digital для совместимости со старыми устройствами
  • Максимальная скорость потока до 6 Mbps
  • Битрейт от 3 Mbps на HD DVD и до 1.7 Mbps на Blu-ray Disc
  • Поддерживается HDMI
  • В одном потоке может содержатся материал на разных языках
  • Новые возможности при кодировании для аудио профессионалов
  • Сохранение высокого качества на более эффективных для радиовещания скоростях передачи данных (200 Kbps для 5.1 каналов)

" Dolby Digital Plus поддерживает больше 8 аудио каналов. Стандарты HD DVD и Blu-ray Disc сейчас ограничивают это число до 8.

Dolby TrueHD

Dolby TrueHD является одним из первых двух форматов несжатого звука (сжатого без потерь), доступных только для оптических HD-плееров. Несмотря на то, что кодек Dolby TrueHD является опциональным, данный формат широко поддерживается плеерами и дисками Blu-ray (гораздо больше, чем DD+, который часто отсутствует на дисках Blu-ray). Dolby TrueHD использует алгоритм сжатия без потерь Meridian Lossless Packing (MLP). Цифровой поток Dolby TrueHD может вмещать до 14 отдельных звуковых каналов, но на практике работает с 6 (5.1) или 8 (7.1) каналами. Стандарт Dolby TrueHD поддерживает разрядность до 24 бит и частоту дискретизации до 192 кГц (для максимального несжатого потока 63 Мбит/с), но для Blu-ray на текущий момент доступно максимум 8 каналов с 24 бит и 96 кГц (или, в качестве альтернативы, 6 каналов с 24 бит и 192 кГц) для максимального сжатого потока 18 Мбит/с. Поиск доступных фильмов в формате Dolby TrueHD на дисках Blu-ray показал, что на сегодняшний день можно получить только половину: 6 каналов с частотой дискретизации 96 кГц и глубиной 24 бит (что соответствует несжатому потоку 13,5 Мбит/с и сжатому 9 Мбит/с, например, на дисках с концертами группы Dave Matthews and Tim Reynolds, получивших отличные баллы за качество на сайте Cinema Squid).

Характеристика дорожки Dolby TrueHD для фильмов Blu-ray выглядит следующим образом:

  • Аудиокодек - Dolby TrueHD.
  • Каналы (звуковая схема) почти всегда 5.1, очень редко встречаются 6.1 и 7.1.
  • Данные о чёткости звука часто отсутствуют, но обычно значения следующие: 16 бит при частоте 48 кГц или 24 бит при частоте 48 кГц; для некоторых концертных дисков эти значения составляют 24 бит при частоте 96 кГц.
  • Значение потока, как правило, отсутствует, но обычно составляет 4 608 кбит/с (4,5 Мбит/с, что соответствует шести каналам при частоте 48 кГц и 16 бит). Самое высокое значение, которое мы видели на коммерческих концертных дисках Blu-ray, составило 9,0 Мбит/с, что соответствует шести каналам при частоте 96 кГц и 24 бит. Максимальное значение для Blu-ray составляет 18 Мбит/с.

Технологии Dolby на оптических носителях

HD DVD Blu-ray Disc DVD-Video DVD-Audio Лазердиск
Кодек Аппаратная поддержка Число каналов (макс.) Макс. скорость потока Аппаратная поддержка Число каналов (макс.) Макс. скорость потока Аппаратная поддержка Число каналов (макс.) Макс. скорость потока Аппаратная поддержка Число каналов (макс.) Макс. скорость потока Аппаратная поддержка Число каналов (макс.) Макс. скорость потока
Dolby Digital Обязательно 5.1 504 кбит/с Обязательно 5.1 640 кбит/с Обязательно 5.1 448 кбит/с Дополнительно в видеочасти для совместимости с обычными DVD-плеерами 5.1 448 кбит/с Дополнительно 5.1 384 kbit/s
Dolby Digital Plus 7.1 3 Мбит/с Дополнительно 7.1 1.7 Мбит/с Не используется
Dolby TrueHD 8 18 Мбит/с 8 18 Мбит/с

См. также

  • Dolby Atmos
  • Immsound
  • Цифровой звук

Литература

  1. Digital Audio compression Standart (AC-3)/Doc.A/52, 1995-12-20
  2. И. А. Алдошина, Э. И. Вологодин, А. П. Ефимов и др. Электроакустика и звуковое вещание: учебное пособие для вузов/ Под редакцией Ю. А Ковалгина. - М.:Горячая линия-Телеком,Радио и связь, 2007.- 872 с.:ил.

Ссылки




Top